Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Ведущий для этой формы мотив общения- познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве- как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. Для внеситуативно- познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого, которое проявляется к повышенной обидчивости детей. Внеситуативно- познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания , и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.
2. Внеситуативно –личностное общение со взрослыми- ее содержанием является мир людей вне вещей. Ведущими мотивами становятся личностные.