Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый -- папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Ведущая деятельность.
У ребенка всегда есть свои потребности, желания, интересы, отношение к окружающему миру, что находит отражение в его деятельности. Каждая стадия развития, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Ведущая деятельность- это такая деятельность, развитие которой обусловливает, во- первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти, эмоций и т.д.), во- вторых, развитие личности ребенка в целом, и в- третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности.
Возрастные новообразования дошкольного детства.
В дошкольном детстве складываются важнейшие психических новообразования. В структуре психических функции центральное место занимает память. Мышление во многом определяется памятью. Оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис целостного детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что- то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Еще одним важнейшим новообразованием этого периодов является возникновение произвольного поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести., ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Личное самосознание одно из главнейших новообразований. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
2. Игра- ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра-это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. Единица, центр игры -роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей
действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия- это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают
неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой- кормит ложкой- кормит ложкой куклу- кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека)- в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
Сюжет игры- это та область социальной действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин). Сюжеты игры отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Содержание игры может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека- только то, с чем и как действует человек, или отношение человека с другими людьми, или смысл человеческой деятельности.
Режиссерская игра- вид игры, где действия происходят не с людьми, а с игрушками, изображающих различных персонажей. Ребенок сам дает роли своим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими за них.
Игра- драматизация- - вид игры, где актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких- либо литературных или театральных персонажей. Задача такой игры в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.
Игры с правилами не предполагают какой - либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Главная задача таких игр- неукоснительно соблюдать правила.
Дидактическая игра- вид игр, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры используются как средство обучения и воспитания дошкольников.Развитая форма ролевой игры, которая глубоко изучена в исследованиях.