Активность - у человека активность важнейшая черта.Способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.
Активность лишь тогда может стать свойством личности, когда ребёнок постоянно вовлекается в разностороннюю деятельность коллектива.Воспитание активности надо начинать с самого раннего возраста: " С первого года нужно воспитывать так, писал Макаренко,- Чтобы он был активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться..."( соч.,т.4, 1975Г.с 445).
Активность успешно формируется, если есть объективная необходимость в её проявлении. Общие условия воспитания активности ребёнка выступают по-разному, в зависимости от возрастных этапов развития детей активность дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое (период вопросов), самостоятельно затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать взрослым, делать кое-что самому ("Я сам"). Однако этому возрасту свойственны кратковременный интерес к деятельности и частое переключение с одного дела на другое. Многие дети этого возраста не умеют проявлять инициативу ни в игре, ни в других видах деятельности.Поэтому взрослый должен помочь ребёнку: подсказать сюжет игры, сдружить его с другими детьми, нужно побуждать ребёнка завершать начатые дела, приучать не начинать нового, пока не закончено ранее начатое.
Самостоятельность - одно из свойств личности. Характеризуется двумя факторами: во - первых, совокупностью средств- знаний, умений и навыков, которыми обладает личность, во - вторых, отношением личности к процессу деятельности, её результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми.
Самостоятельность не абстрактная характеристика личности вообще, а характеристика, соотносимая с поведением личности. Человек, самостоятельный в одних сферах деятельности, может оказаться весьма несамостоятельным в других.
В истории педагогики зафиксированы две противоположные тенденции. Одна рассматривала обучающегося как пассивный объект воздействия, в который надо было вложить определённую сумму знаний, умений и навыков. При такой установке вопрос о формировании самостоятельности в обучении не мог быть поставлен на научную основу (Дж.Локк, Иф Гербарт). В противоположной концепции (Ж.Ж Руссо, Дж. Дьюн) исходным было представление о развитии как саморазвитие, как о развёртывании заложенных природных свойств личности.
Развитие самостоятельности как качеств личности в процессе обучения состоит не только в совершенствовании знаний, умений и навыков, но и в усложнении мотивов.
Наиболее высокий уровень мотивации связан с интересом к изучаемому предмету и с общественно практической значимостью осуществляемой деятельности.
Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности ( новизне ).Раскрытие природы психологии. Творчество приобрело особое значение в 20.в в связи с грандиозным развитием науки и техники и необходимостью подготовки научно - технических и иных кадров, способных творчески решать возникающие перед ними всё более сложные задачи. Как писал К.С Станиславский, творчество есть напряжение всех духовных сил человека. Оно включает тонкость наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое напряжение, глубокое внимание к различным сторонам решаемой задачи, эмоциональный подъём, и, конечно решающее место в творческом процессе занимает мыслительная деятельность субъекта, соединяющая ка логическое мышление, так и воображение в их сложном соотношении.
Игра - один из видов деятельности человека и животных. В индивидуальном развитии современного ребёнка игра имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.
Развитие игрового замысла.
Творческая сюжетно - ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых действий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Сюжет игры развивается постепенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие повторяется много раз. Следующую степень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда элементарных действий, ещё не связанных между собой. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре. Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приёмы, которые будут способствовать усложнению и обогащению "отобразительных" игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры : " семья", "детский сад", В средней группе появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых ( шофёра, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера ), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой ( " завод", "поездка в колхоз", "полёт в космос", "школа", "библиотека", "путешествие"). Смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребёнок.Жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны. Малыши приступают к игре ситуативно, без какого - то предварительного плана, хотя некоторые исследователи отмечают наличие " сговора" уже у детей 4 года жизни. Также у детей младшего дошкольного возраста интенсивно развиваются познавательные интересы к явлениям окружающей жизни, а также интерес к личности сверстника и совместной деятельности с ним. Развитие игры и игровых интересов зависит от реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе.
При целенаправленном педагогическом воздействии у ребёнка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети младшего дошкольного возраста могут ради достижения более важного результата отказаться от приятного удовольствия. Характерная особенность развития творческой игры дошкольников - постепенный переход мотива из процесса игры на её результат. Это отчётливо прослеживается на характере игровых действий: у детей младшей группы они развёрнуты и фиксируются все основные операции, действия ( при кормлении - зачёрпывание, строго горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы, опрокидывание в рот кукле и т. д.) Таким образом становление и развитие игровой деятельности во многом зависит от обучения ребёнка 3 - 4 лет игре, от расширения у него представлений об окружающей действительности. Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом.
Список используемой литературы:
1. Н.А. Бойченко, Г.И.Григоренко " Сюжетно - ролевые игры дошкольников".
2. М.А. Васильева " Руководсво играми детей в дошкольных учреждениях".
3. Д\в №8 - 1989г.
4. Д\в №7 - 1988г.
5. Д\в №6 - 1988г.
6. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева "Детство" Программа развития и воспитания детей в д\с.
7. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик "Воспитание детей в игре".
8. Е.В.Зворыгина " Первые сюжетные игры детей".
9. С.Л.Новосёлова "Игра дошкольника".
10. Д.В.Менджерицкая "Воспитателю о детской игре".