Формирование понятия числа в процессе обучения детей счету в разных возрастных группах

Натуральные числа – это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1,2,3... и т.д.) или измерения.
Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет ( в средней, старшей, подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах.

Ознакомление детей с числами подготавливается практическими упражнениями, объединяющими две группы предметов, выделяющими отдельные элементы из группы, устанавливающими соответствия между элементами двух совокупностей. От практических действий с предметами дети постепенно переходят к их счету, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда ( их названиями, последовательностью), выясняют на этих числах, как образуется каждое число, учатся сравнивать их.
Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети устанавливают основные правила счета:

Числительные называются по порядку;
Каждое названое числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета.
А.М. Леушина указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учить детей различать итог счета от процесса сосчитывания».
При обучении детей педагогу важно самому четко выполнять счетные действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при назывании итогового числа. «Всего четыре вазы», - говорит и показывает воспитатель.
В детском саду обучение счету ведется с опорой на наглядность. На первых этапах обучения счету важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число. Формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в процессе счета, на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой совокупности располагаются в ряд, друг под другом.
Такое расположение помогает детям понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Обращает внимание детей на равенство (неравенство) количества предметов в сравниваемых группах, указывается на то, что для ответа на вопрос «сколько?» надо посчитать.

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего, соответственно предыдущее меньше последующего. Для сравнения детям средней группы дают сочетания: 1 и 1, 1 и 2, 2 и 2, 2 и 3, 3 и 3, 3 и 4, 4 и 4, 4 и 5, 5 и 5 предметов, соответственно называется их число. Дети старшего возраста знакомятся с числительными до 10. При сравнении количества игрушек говорят, чего больше, меньше, сколько игрушек в одной группе, сколько в другой. Затем сравнивают числа, например: матрешек больше, чем пирамидок, матрешек 5, пирамидок -4, 5 больше 4.
Счет предметов, составляющих две совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит основой для сравнения чисел. При сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные отношения между рядом стоящими числами: каждое следующее число больше предыдущего на 1, а предыдущее меньше последующего на 1.
Постепенно упражняясь в сравнении совокупностей и на этой основе в сравнении чисел, дошкольники усваивают, что для получения следующего числа достаточно прибавить единицу к данному числу, а чтобы получить предыдущее – надо уменьшить (вычесть) число на единицу. Неформальному усвоению знаний способствует развитие умения отвечать на разные вопросы. Так, при сравнении чисел, можно спросить: «какое число больше 7 на 1 (меньше на 1)? На сколько 8 больше 7? На сколько 7 меньше 8? Педагог показывает карточку и предлагает посчитать, сколько на ней бабочек, назвать число на 1 больше. Называется число 8. Надо показать карточку, где предметов на 1 больше (меньше). Затем предлагается назвать число, которое получится, если 8 увеличить на 1, если 9 уменьшить на 1.
В некоторых случаях можно предложить детям проверить свои ответы, отсчитав соответствующее количество игрушек. Подобные вопросы-задания развивают внимание, способствуют усвоению закономерностей образования чисел натурального ряда.
Пятилетние дети при сравнении равных по количеству предметов групп учатся употреблять выражения «по пяти», «по восьми».
В старшей группе у дошкольников развивается понимание, что каждое число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ групп предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми поставили 4 разных куба. Им необходимо ответить на вопросы: сколько всего кубов? Сколько, какого они цвета? Или: сколько каких кубов? (1 красный, 1 синий, 1 зеленый, 1 желтый). Сколько всего кубов? (4). Значит , 4 – это 1,1,1,и 1. Так названы единицы числа 4.

Вначале дети имеют дело с конкретными предметами и их изображениями, затем они должны использовать геометрические фигуры, счетные палочки и, наконец, цифры.

При изучении состава числа из единиц применяются
- геометрические фигуры разных размеров, цветов;
- наборы палочек
- полоски разной длины, ширины.
Проводится анализ непосредственно воспринимаемых различий в размере, цвете полос, составе числа: «Сколько фигур разной формы положили? ( 1 треугольник, 1 круг, 1 четырехугольник. Всего 3 фигуры). Сколько единиц входит в число 3?» ( 3-1,1 и 1).
Таким образом дети знакомятся с самым совершенным правилом образования числа: все натуральные числа при помощи действия сложения получаются из единственного числа – единицы.
В подготовительной к школе группе у детей развивается понимание того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10. На конкретном материале им показываются варианты состава чисел: 3- это 2 и 1; 1 и 2.
4 – это 3 и 1; 2 и 2; 1 и 3.
5 – это 4 и 1; 3 и 2 ; 2 и 3; 1 и 4.
Дети в старшей группе учатся составлять равные группы предметов, видеть их равенство независимо от того, как расположены предметы, какой они величины, и называть равенство групп, употребляя выражение « по два, по пяти, по десяти» и т.д.

Первые знания дошкольники получают в упражнениях с дидактическим раздаточным материалом. Можно предложить им отсчитать и положить в ряд 4 треугольника, отсчитать и разложить под треугольниками столько же кругов, под кругами разложить, отсчитав, столько же квадратов.
Пересчитать: сколько треугольников? Сколько квадратов? Сказать, по скольку геометрических фигур в каждой группе. В каждом ряду? Допустимы разные ответы: лаконичное выражение «по четыре».
Закрепляя знания цифр и умение называть равенство разных групп предметов, можно давать такие задания: показав цифру, дети должны отсчитать и положить столько же предметов. Еще раз показать цифру, дети отсчитывают и кладут столько же предметов. По сколько игрушек положили? Необходимо упражнять детей в умении видеть равенство предметов в окружающем. ( Они сидят за столами по двое, по четыре человека, столы стоят по одному в ряду. За каждым столом стоят по 2 стула.) Можно специально создать условия: на каждый подоконник поставить по 3 – 4 цветка, по 4-5 игрушек.
Уже в начале обучения дошкольники подводятся к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети старшего возраста, овладевая операцией счета, могут выполнять ее в различных условиях: считать предметы, не только расположенные в ряд, но считать звуки, движения, предметы, изображенные на рисунке или расставленные в неупорядоченной группе. Они должны научиться понимать, что ошибки при счете могут возникнуть, если будет пропущен один пересчитываемых предметов или какой-нибудь окажется сосчитанным дважды. Обучая счету, нужно приучить детей наблюдать окружающее, видеть различные количества предметов, явлений, уметь отвечать на вопросы: сколько детей сидит за столом? Который твой шкафчик ?

Для упражнения детей в дифференцированном понимании вопросов, «какой?», «который?» хорошо использовать их умение сравнивать предметы по величине и цвету, например: сколько всего полос? Какого цвета первая сверху полоса? Какого цвета третья сверху полоса? Подобные задания можно давать, используя геометрические фигуры – круг, треугольник, четырехугольник, большой треугольник, квадрат, большой круг, большой четырехугольник. Они могут быть одного цвета, но разной величины: который по счету большой круг? Какая фигура четвертая? Большой четырехугольник который по счету? Назовите вторую фигуру? Какая она?
Дифференцированные вопросы ставятся и в упражнениях на уточнение знаний дней недели. Необходимо по-разному ставить вопросы детям. Это способствует более глубокому усвоению знаний.

Можно составить небольшой рассказ, где дети будут упражняться в количественном и порядковом счете, определяя пространственное положение одного предмета относительно другого. Например, выгнали стадо животных на берег реки. Их надо перегнать на другой берег, мост узкий, и пошли они друг за другом. Внимательно смотрите, кто идет первый, кто второй и т.д. Кто за коровой кто перед овцой, кто за козой? И т.д. Сколько всего животных перешло через мост? Дети старшего возраста не только учатся считать до 10, но и приобретают умение называть числа в обратном порядке. Педагог может использовать различные приемы обучения. Например, расставлены в ряд 10 игрушек. Предлагается посчитать сколько их. Затем одна игрушка убирается, задается вопрос «сколько?» так продолжается до тех пор, пока на вопрос «сколько?» дети не ответят: «Ни одной». Более сложное задание основано на понимании и знании образования меньшего числа. Называется число, например 10. Предлагается назвать число на один меньше(9), еще на один меньше (8) и т.д. называются числа в прямом или обратном порядке, отсчет может идти с любого числа.В старшей группе дети изучают цифры от 0 до 10. Они узнают, что каждое число может быть не только названо , но и записано. Чтобы узнать, сколько каких предметов, не обязательно иметь их и считать, а иногда достаточно увидеть специальный знак – цифру. Знакомство с ними развивает способность отвлекаться от конкретных предметов, оперировать символами числа. Можно провести игровые упражнения по знакомым сказкам «Репка», «Теремок». Используя в этих упражнениях цифры, мы закрепляем знание о количественном и порядковом числе.
При формировании понятия числа у детей дошкольного возраста предусмотрено научить детей делить целый предмет на 2, 4 равные части. Сравнивать часть и целое. Формировать понимание, что часть меньше целого, а целое больше части, что части между собой равны. Обучение детей делению целого на равные части темно связано с изменением величин заданной меркой.
Умение делить целое на части позволяет решить ряд практических задач, когда в жизни возникает необходимость деления конкретного предмета на 2 или 4 одинаковые части. К почти годам дети умеют делить, например лист бумаги. Важно развивать у них понимание неравенства отношений, целого и части, равенства всех частей между собой, равенство их всех целому.
Закрепление знаний об отношении целого и частей проводится на делении круга на 2,4 равные части. Каждую часть рекомендуется сравнивать с целым предметом. Только объединение всех частей равно одному целому.

Использован материал из книги Р.Л.Березиной «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях».Изд. «Просвешение», 1987

Рекомендации для родителей

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Дети начинают самостоятельно ходить на 9—12-м месяце. Постепенно ходьба становится потребностью ребенка, всякое ограничение в ней вызывает у него недовольство. Даже частые падения не пугают малыша. Встав, он вновь пытается идти, используя как опору стулья, каталки, тележки, санки.

Последовательность упражнений следующая.
1. Вставание на ноги держась руками за неподвижную опору, и умение садиться из этого положения. Взрослому необходимо контролировать выполнение ребенком этих движений, ограничивая время стояния на неокрепших ногах.
2. Переступание при поддержке подмышки. Взрослый сзади поддерживает ребенка и побуждает его сделать не менее 5 шагов подряд.
3. Переступание при поддержке за руки. Придерживая за обе кисти, взрослый стимулирует ходьбу ребенка (5—8 шагов).
4. Переступание держась руками за неподвижную опору (барьер). Ребенок, стоя лицом к барьеру, держится за него двумя руками и, перехватывая их, переступает приставным шагом (вправо или влево) 1—1,5 м.
5. Переступание держась руками за подвижную опору. Ребенок держится за каталку и идет за ней, передвигаясь вперед. Навык считается сформированным, если ребенок пройдет так не менее 2—3 м.
6. Переступание при поддержке за руку. Взрослый держит ребенка за одну руку, направляя переступание вначале на 2—3 шага, а при хорошем умении — не менее чем на 10 шагов.
7. Самостоятельная ходьба. Взрослый поощряет попытки ребенка ходить без поддержки. Одобряет, если тот идет смело, активно; ласково подбадривает нерешительных; показывает, что в любой момент готов прийти малышу на помощь. Умеющим ходить на этом этапе считается ребенок, прошедший, не присаживаясь, 7—8 шагов.
Для совершенствования усвоенных движений – ползания, вставания, переступания вдоль опоры и т.д. должны быть созданы условия, побуждающие детей двигаться.

Подвижные игры

(3-4 лет)
«Подпрыгни до воздушного шара».
Цель. Вызывать желание повторить движение. Учить подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса), мягко приземляться на полусогнутые ноги.
Приучать бегать в разные стороны, не наталкиваясь на других детей.
Материал: шнур, шары
Содержание: На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей.
Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.
«Мой веселый, звонкий мяч». Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.
«Угости белку орешком».
Цель. Учить детей правильному метанию вперед-вверх.
Содержание. Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен бросить предмет(шишку) в корзину.
Материал. Корзинка, игрушка белочка, шишки по количеству детей.
Вариант с усложнением . Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Корзинки можно повесить на разной высоте.
«Тетерка»
Цель. Закреплять мышечный корсет; развивать координационные способности; упражнять в подлезании.
Содержание. Группа детей берутся за руки, образуя «ворота»; остальные друг за другом пробегают в ворота под речитатив:
Тетерка шла, моховая шла
По каменю, по зараменю.
Сама прошла, всех детей провела,
Одного оставила.
По окончании слов речитатива ворота «закрываются».
Вариант с усложнением. Выполняется в движении.

Спортивный уголок дома

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.
Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Большой интерес у детей вызывает ящик ( со сторонами 50X50 см и высотой 15 см), в который они неоднократно залезают и вылезают, сидят там. Перевернув его вверх дном, малыши влезают на ящик и спрыгивают с него. Края ящика должны быть гладкими. К потолку или в дверном проеме на шнуре подвешивается большой мяч в сетке, который малыш отталкивает, хорошо вытянувшись, а затем, подпрыгнув, достает до него. Вначале мяч висит на уровне поднятой руки ребенка, а затем после освоения движений, его следует поднять выше на 5-8 см. Дома желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1-1,5 м (можно использовать матрац, одеяло). Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает. По доске (длиной 1,5-2 м, шириной 30-20 см) ребенок ходит, упражняясь в сохрани равновесия, ползает по ней на четвереньках (коленях, ладонях), перешагивает через нее.
На первых порах доску заменит дорожка из клеенке, прикрепленная к небольшим палочкам. Она удобно свертывается и раскатывается самим ребенком. На такую дорожку можно нашить большие пуговицы, при ходьбе по ней упражняются мышцы стоп.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров ( от маленького теннисного до большого надувного и набивного мяча массой 1 кг(для детей постарше)).обручи, скакалки. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6X9 см, масса 150г)метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12 X 16 см, масса 400г) используют для развития правильной осанки, носят на голове.
Интересен для упражнений цветной шнур-косичка (длиной 60-70 см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом петля. С таким шнуром выполняются упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. В игре шнур служит «домиком».
Более сложно иметь дома стремянку или вертикальную лестницу, прикрепленную к стене. Но, это одно из самых увлекательных упражнений, поэтому пособие такое необходимо. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Лесенка-стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубчатой планкой, допускающей установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45 см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12-15 см, диаметр их 2,5-3 см. высота вертикальной лесенки 150-200 см. на нее прикреплен скат с бортиками, оснастив его зацепами, по которому ребенок катит мяч, корзину для забрасывания мяча, мишень для метания. Если перекладины лесенки съемные, то это дает возможность подвешивать на нее одноместные качели, веревочную лестницу, канат, невысокую перекладину-турничок. Интересные упражнения в перешагивании предлагаются для малыша на лесенке, сделанной их двух толстых шнуров и «перекладин» из тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов ( пособие кладется на пол).

Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха. Вертикальные стойки можно прикрепить к потолку и полу – это основание комплекса, на который прикрепить канаты, веревочную лестницу, резиновую лиану, качели, кольца, перекладины.
Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного освоения дети могут заниматься самостоятельно.