Задачи развития активности и самостоятельности в творческой игре детей младшего возраста.
- Постепенно развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;
- Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Четвёртый год жизни - ответственный период в формировании игровой деятельности , принципиально новый этап в её развитии в связи с переходом сюжетно - отобразительной игры к сюжетно - ролевой. Изменяется психологическая характеристика игры; её содержание создаёт базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся интереснее не только предметы, их функции окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения.
На 4 - ом году жизни происходят значительные изменения в познавательной сфере детей с одной стороны, их знания становятся более чёткими; они быстро ориентируются в предметном мире, достаточно легко объединяют предметы не только по внешнему виду, но и по значению. С другой стороны, в этом возрасте детей привлекают и недостаточно конкретные, "загадочные"" знания. Растёт интерес к сказкам, стихам. Дети начинают более тонко воспринимать настроение, отношение людей. При знакомстве с художественными произведениями различают ритм, рифму, прозаические и поэтические тексты. Узнают известные им музыкальные произведения, называют их, различают по настроению.Дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы. Часто высказывают элементарные суждения об окружающем. Всё это обогащает их речь, развивает наглядно - образное мышление и воображение.Поведение детей приобретает намеренный характер, они начинают ставить цель и действовать в соответствии с ней в быту, в игре в новых для них формах деятельности; в рисовании, конструировании, лепке. Однако в силу неустойчивости внимания малыши могут легко отвлекаться.
Ребёнка уже не устраивает постоянная опёка взрослых. Если раньше он обращался к старшим в основном за поддержкой, оценкой и помощью, то сейчас его обращение претерпевает качественные изменения - оно превращается в духовную потребность. Взрослый предстаёт перед ребёнком как источник знаний об окружающем.
При правильном руководстве формирования игры, дети к 3 - м годам с увлечением играют, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи, и реализуют их. Для решения игровых задач используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно - образными игрушками, свободно применяют в игре предметы - заместители, подходят к использованию воображаемых предметов и к обозначению и замене предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно - отобразительная игра достигла своего расцвета и есть все основания для перевода её на качественно новую ступень развития - сюжетно - ролевую игру.
Первый компонент - обогащение реального опыта детей в активной деятельности - непосредственно связан с осуществлением программных требований по ознакомлению с окружающим. Малышей знакомят с трудом людей ближайшего окружения: повара, шофера, медсестры, а также с трудом, за которым нельзя организовывать непосредственное наблюдение, например, трудом лётчика.Они узнают о животных и их детёнышах. Почти все знания, которые дети приобретают, могут найти отражение в играх. Желательно в повседневной жизни создавать специальные ситуации, побуждающие детей вступать во взаимодействие с окружающими. Немаловажное значение в руководстве формирования игры детей 4 года жизни имеет следующий компонент комплексного метода - обучение детей способам игрового воспроизведения действительности. На начальных этапах сюжетно - ролевой игры, содержание обучающих игр приобретает определённую специфику. Поскольку на данном этапе чрезвычайно важно показать новые - ролевые способы поведения, в обучающих играх дети осваивают выразительные жесты, движения, мимику, учатся отображать взаимодействия, общение людей в процессе совместных дел. Обучающие игры могут иметь фронтальную и индивидуальную, формы.
Для детей 4 года жизни большое значение имеют совместные игры педагога с одним ребёнком или с небольшой подгруппой. В них взрослый передаёт детям игровой опыт. В совместных играх взрослый не только сам разговаривает с игрушкой - партнёром, но и старается вызвать ребёнка на разговор, добиться его максимальной активности.
Таким образом, передавая игровой опыт через обучающие игры, надо всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативность, творчество.
Используемая литература:
1. Н.А. Бойченко, Г.И.Григоренко " Сюжетно - ролевые игры дошкольников".
2. М.А. Васильева " Руководсво играми детей в дошкольных учреждениях".
3. Д\в №8 - 1989г.
4. Д\в №7 - 1988г.
5. Д\в №6 - 1988г.
6. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева "Детство" Программа развития и воспитания детей в д\с.
7. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик "Воспитание детей в игре".
8. Е.В.Зворыгина " Первые сюжетные игры детей".
9. С.Л.Новосёлова "Игра дошкольника".
10. Д.В.Менджерицкая "Воспитателю о детской игре".