Технология проектной деятельности

(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

 

Актуальность:

    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития.  К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами задачу развития социально - активной творческой личности ребенка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Н. Е. Веракса отмечает, что проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе.

Таким образом, Н. Е. Веракса отмечает, что проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

Н. Е. Веракса отмечает влияние проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Цель:

Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоционально отзывчивый; способный планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе).

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого и строится на следующих принципах.

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Она возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над её решением.

2. проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. Важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно можно сделать.

3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребёнка, то есть на выражение его инициативы проявление самостоятельной активности. Субъективность ребенка выражается в наличие собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности.

4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Ребенку важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата- того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта, следовательно, проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Этапы деятельности над проектом.

Работа над проектом включает совместную деятельность взрослого и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта. Деятельность взрослого. Деятельность детей.

1.Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3.Формулирует задачу (не жестко) 1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию

3.Принятие задачи

4.Дополнение задач проекта

II 1.Помогает в решении задачи

2.Помогает спланировать деятельность

3.Организует деятельность 1.Участие в решении задачи

2. Планирование деятельности

III 1.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

2.Направляет и контролирует осуществление проекта 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV 1.Подготавливает презентацию

2.Проводит презентацию 1.Готовят продукт деятельности к презентации

2.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Завершается проект подведением итогов.

В практике дошкольных учреждений используют различные типы проектов.

Типы проектной деятельности

Н. Е. Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательская проектная деятельность.

Ее своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. При этом необходимо сохранить все вышеуказанные характеристики проектной деятельности:

*настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного;

*ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование;

*необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Причем общение становится содержательным, и ребенок открывается по-новому.

Первый этап:

создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Второй этап:

оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.

Творческая проектная деятельность состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт. В то же время этой деятельности также свойственны все основные характеристики проектной деятельности – она не может быть выполнена прямым действием, предполагает анализ пространства возможного, связана с работой ребенка над собственными смыслами (мотивами участия в проектной деятельности), в ней определяется адресат, которому будет предъявлен продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно (группой детского сада) или совместно с родителями. При этом, в случае, когда выполняется коллективный проект, возникает особая ситуация: каждый ребенок предлагает свою идею проекта, для исполнения выбирается одна.

Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор главной идеи может занять 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает готовых способов выполнения проекта. Поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). Творческие проекты создается новый творческий продукт.

- На первом этапе проводится подготовительная работа.

- Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

-Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта

- Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.

- Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.

- Шестой этап информирование родителей.

- Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.

- Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.

- Девятый этап презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность. Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

a). Запрещающие

b). Позитивно нормирующие

c). Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.

Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.

Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть

Третий этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.

Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.

Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.

Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

1. Способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.

3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

4. Способствует повышению самооценки ребенка.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011г.